МБОУ "Школа №70"
Г. Рязань
  • Здоровый образ жизни

    Информационные материалы по профилактике алкоголизма у населения

    Ролик о здоровом питании "Урок здоровья"

    Управление образования и молодежной политики администрации города Рязани направляет видеоматериалы, направленные на предупреждение детского железнодорожного травматизма на территории города Рязани и области, подготовленные сотрудниками УТ МВД России по ЦФО Рязанского линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте.

    Видеоматериалы "Движение - это жизнь.", подготовлены сотрудниками ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области"

    ПАМЯТКА ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ГРИППА

    Что такое грипп и какова его опасность?

    Грипп - это инфекционное вирусное заболевание, заболеть которым может любой человек. Возбудителем гриппа является вирус, который от инфицированных людей попадает в носоглотку окружающих. Большинство людей болеют гриппом всего лишь несколько дней, но некоторые заболевают серьёзнее, возможно тяжёлое течение болезни, вплоть до смертельных исходов.

    При гриппе обостряются имеющиеся хронические заболевания, кроме этого, грипп имеет обширный список возможных осложнений:

    Лёгочные осложнения (пневмония, бронхит). Именно пневмония является причиной большинства смертельных исходов от гриппа.

    Осложнения со стороны верхних дыхательных путей и ЛОР-органов (отит, синусит, ринит, трахеит).

    Осложнения со стороны сердечно-сосудистой системы (миокардит, перикардит).

    Осложнения со стороны нервной системы (менингит, менингоэнцефалит, энцефалит, невралгии, полирадикулоневриты).

    Чтобы избежать возможных осложнений, важно своевременно проводить профилактику гриппа и правильно лечить само заболевание.

    Обычно грипп начинается внезапно. Возбудители гриппа, вирусы типов А и В, отличаются агрессивностью и исключительно высокой скоростью размножения, поэтому за считанные часы после заражения вирус приводит к глубоким поражениям слизистой оболочки дыхательных путей, открывая возможности для проникновения в неё бактерий.

    Среди симптомов гриппа — жар, температура 37,5–39 °С, головная боль, боль в мышцах, суставах, озноб, усталость, кашель, насморк или заложенный нос, боль и першение в горле.

    Грипп можно перепутать с другими заболеваниями, поэтому чёткий диагноз должен поставить врач, он же назначает тактику лечения.

    Что делать при заболевании гриппом?

    При первых признаках недомогания следует остаться дома, чтобы не только не заразить окружающих, но и вовремя заняться лечением, для чего необходимо немедленно обратиться к врачу. Самолечение при гриппе недопустимо. Именно врач должен поставить диагноз и назначить необходимое лечение, соответствующее Вашему состоянию и возрасту. Необходимо строго выполнять все рекомендации лечащего врача: своевременно принимать лекарства и соблюдать постельный режим во время болезни, так как при заболевании увеличивается нагрузка на сердечно-сосудистую, иммунную и другие системы организма. Рекомендуется обильное питье - горячий чай, клюквенный или брусничный морс, щелочные минеральные воды.

    Уважаемые родители! Не отправляйте больных детей в детский сад, школу, на культурно-массовые мероприятия.

    При температуре 38 - 39°С вызовите участкового врача на дом либо бригаду «скорой помощи».

    Употребляйте жидкости чаще, чем обычно (чаи, морсы, компоты, соки).

    При кашле и чихании прикрывайте рот и нос платком или салфеткой.

    Для предупреждения распространения инфекции, больного следует изолировать от здоровых лиц (желательно выделить отдельную комнату). Помещение, где находится больной, необходимо регулярно проветривать, предметы обихода, а также полы протирать дезинфицирующими средствами.

    Общение с больным, по возможности, следует ограничить. При уходе за больным гриппом следует использовать медицинскую маску (марлевую повязку).

    Как защитить себя от гриппа?

    Наиболее эффективным средством против гриппа является вакцинация, которая проводится ежегодно в осенние месяцы, не позднее, чем за 2-3 недели до начала эпидемического подъема заболеваемости респираторными инфекциями. Противогриппозные вакцины содержат актуальные штаммы вирусов гриппа, рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения на предстоящий эпидсезон. Вакцинация рекомендуется всем группам населения, но особенно показана контингентам из групп риска: детям начиная с 6-ти месяцев, людям преклонного возраста, страдающим хроническими заболеваниями, медицинским работникам, учителям, студентам, работникам сферы обслуживания, транспорта. Вакцинация проводится

    Меры неспецифической профилактики гриппа:

    Сократите время пребывания в местах массовых скоплений людей и общественном транспорте.

    Избегайте тесных контактов с людьми, которые имеют признаки заболевания: чихают, кашляют.

    Тщательно мойте руки с мылом, промывайте полость носа.

    Регулярно проветривайте помещение, в котором находитесь, и делайте влажную уборку.

    Пользуйтесь маской в местах скопления людей.

    Употребляйте в пищу продукты, содержащие витамин С (клюква, брусника, лимон и др.), а также блюда с добавлением чеснока, лука.

    В целях повышения устойчивости организма к респираторным вирусам, в том числе, к вирусам гриппа, используйте (по рекомендации врача) различные препараты и средства, повышающие иммунитет.

    В случае появления заболевших гриппом в семье или рабочем коллективе рекомендуется начать прием противовирусных препаратов с профилактической целью (с учетом противопоказаний и согласно инструкции по применению препарата).

    Ведите здоровый образ жизни (полноценный сон, сбалансированное питание, физическая активность).

    ВАЖНО ПОМНИТЬ!

    не рекомендуется переносить грипп «на ногах»;

    своевременное обращение к врачу и раннее начало лечения (первые 48 часов заболевания) снизят риск развития осложнений гриппа.

    Ежегодно, с 2005 года, по инициативе Европейского Бюро Всемирной Организации здравоохранения в Европейском регионе проводится Европейская неделя иммунизации (ЕНИ).

    Девиз Европейской недели иммунизации:
    «Предупредить – Защитить – Привить»

    Европейская неделя иммунизации (ЕНИ) способствует информированию населения о том, что иммунизация имеет важнейшее значение для профилактики заболеваний и сохранения здоровья каждого ребенка.

    Вакцинопрофилактика – система мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок.

    Вакцинация – способ создания активного иммунитета с помощью вакцин. Понятие иммунизация отличается от понятия вакцинация тем, что она подразумевает возможность создания не только активного, но и пассивного иммунитета, который может быть достигнут с помощью введения готовых антител и иммунокомпетентных (подходящих) клеток.

    По данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно на долю инфекционных заболеваний приходится 25% от общего количества смертей на планете. На сегодняшний день медицина располагает более, чем 100 видами вакцин от десятков инфекций.

    На территории России вакцинация осуществляется согласно Национальному календарю профилактических прививок, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 г. №125н, с изменениями от 16.06.2016 № 370 н.

    К 2020 году планируется внести в обязательную часть календаря прививку против ветряной оспы.

    В ходе проведения ЕНИ в школе ежегодно проводятся мероприятия, посвященные важности иммунизации: на стендах вывешена информация о преимуществах вакцинации, проводятся классные часы и уроки здоровья.

    ПРОХОДИТЕ ВАКЦИНАЦИЮ СВОЕВРЕМЕННО!

    В рамках мероприятий, посвященных Европейской неделе иммунизации предлагаем видеоролик Фонда Ростроповича-Вишневской «Я привит». Посмотреть ролик по ссылке https://yadi.sk/i/1WJ4EuEn35VmVD

    Это актуально!

    Всероссийский физкультурно - спортивный комплекс «Готов к труду и обороне»

    На основании письма Министерства образования Рязанской области от 04.05.2016 № ОК/12-2984 информируем Вас, что в целях популяризации ВФСК ГТО среди обучающихся разработаны социальные ролики, направленные на пропаганду комплекса ГТО.

    логотип ГТО

    Актуальная информация о комплексе размещена на интернет - портале ВФСК ГТО (www.gto.ru). Официальный канал комплекса ГТО существует на видеохостинге «YouTube» (https://www.youtube.com/channel/UCpxbD_YJp3mlmLYLFtLCBxA) . Социальные ролики можно скачать по ссылкам:

    СПИД

    По решению Всемирной организации здравоохранения, ежегодно каждое третье воскресенье мая проводится Всемирный День памяти, умерших от СПИДа. Впервые он был проведен 2 мая 1983 г. одновременно в г. Нью-Йорке и г. Сан-Франциско группой людей, лично затронутых проблемой СПИДа. В России впервые День памяти отметили 17 мая 1992 года. Основная цель Дня памяти: обратить внимание населения, властей на проблему, сформировать в обществе терпимое отношение к людям, живущим с ВИЧ (вирус иммунодефицита человека), вспомнить тех, кого унесла эпидемия, поддержать их друзей и близких. День памяти умерших от СПИДа — это день для всех, кому небезразлична проблема ВИЧ/СПИДа, это напоминание о том, что ВИЧ-инфицированные – такие же люди, как все и имеют равные гражданские права, включая право на работу и жилище, свободу передвижения.

    В настоящее время ВИЧ-инфекция остается неизлечимым заболеванием. Но, достигнуты большие успехи в лечении, направленном на подавление активности вируса. Сегодня ВИЧ-инфекция не приговор, т.к. своевременное начало лечения, отказ от употребления наркотиков, позволяют перевести заболевание в разряд хронического, тем самым значительно продлить жизнь ВИЧ-инфицированных.

    По данным Всемирной организации здравоохранения, более 42 миллионов людей в мире инфицированы ВИЧ и каждый день эта цифра увеличивается еще на 14-15 тысяч. Большинство ВИЧ-инфицированных – молодые люди в возрасте до тридцати пяти лет. За все время регистрации эпидемии умерли от СПИДа свыше 36 миллионов человек. Несмотря на предпринимаемые усилия, развитие эпидемии продолжается.

    Количество ВИЧ-инфицированных россиян растет с каждым годом и приближается к отметке в один миллион. По состоянию на 31 декабря 2014 г. количество инфицированных россиян составило 907 607человек или 621,6 на 100 тысяч населения РФ. В 2014 г. впервые выявлено 85 252 случаев ВИЧ-инфекции среди граждан РФ, что на 6,9 % больше, чем за 2013 г. (79728 новых случаях). Умерло по разным причинам 184 148 ВИЧ-инфицированных, в т.ч. 24 416 в 2014 г. (в 2013 г. – 22 387 чел.)

    В Рязанской области общее количество инфицированных по состоянию на 31.03.15 г. составило3767 чел. или 338,5 на 100 тыс. населения. Умерло 1197 чел., в т.ч. 28 чел. в текущем году (13 чел. за тот же период 2014 г.) В I кв. 2015 г. выявлено 72 ВИЧ-инфицированных.

    ВИЧ-инфекция – это заболевание, вызванное Вирусом Иммунодефицита Человека. Это медленно текущее хроническое инфекционное заболевание, которое рано или поздно переходит в свою конечную стадию: СПИД.

    При попадании в организм человека он встраивается в клетки иммунной системы, заставляя их вырабатывать новые копии вируса. В первую очередь вирус разрушает важнейшие клетки иммунной системы – лимфоциты.

    Это происходит медленно, но в итоге приводит к иммунодефициту – состоянию организма, когда иммунная система не может эффективно бороться со многими заболеваниями.

    СПИД – это последняя стадия развития ВИЧ-инфекции, состояние, при котором организм не может успешно бороться с инфекциями и вредными воздействиями внешней среды.

    Есть только три пути передачи ВИЧ-инфекции:

    Половой путь – незащищенные (т.е. без презерватива) половые контакты.

    Парентеральный путь – через зараженную кровь. Это происходит при попадании зараженной ВИЧ крови в организм человека, чаще всего это случается при использовании нестерильных инструментов для инъекций наркотиков.

    Вертикальный путь – передача ВИЧ от матери ребенку. ВИЧ-положительная мать может передать вирус своему ребенку во время беременности, во время родов и при кормлении младенца грудным молоком.

    ВИЧ-инфекция не передается при:

    • кашле, чихании;
    • поцелуях;
    • рукопожатиях;
    • коллективных занятиях спортом;
    • пользовании общей посудой, столовыми приборами, полотенцами;
    • укусах насекомых.

    В слюне, слезной жидкости и моче концентрация вируса невысока, поэтому заражение через эти биологические жидкости невозможно.

    Способы защиты от ВИЧ-инфекции.

    Для подростков самый лучший и надежный способ обезопасить себя от заражения ВИЧ-инфекцией – это отказаться от сексуальных контактов, либо использовать презервативы. Презерватив является наилучшей защитой от заражения половым путем не только ВИЧ, но и другими венерическими заболеваниями, а также предохраняет от беременности. Никогда не употреблять наркотики. Даже один единственный половой контакт, даже однократное введение наркотиков могут стать причиной заражения ВИЧ. Здоровый образ жизни – основа профилактики СПИДа.

    По внешним признакам определить заражен человек или нет невозможно. Об инфицировании ВИЧ можно узнать при лабораторном исследовании крови. Лабораторный метод основан на обнаружении в сыворотке крови специфических белков (антител), которые вырабатываются в ответ на внедрение вируса в организм. Антитела к ВИЧ появляются у 90 – 95 % зараженных в течение 3-х месяцев после заражения. Наиболее ранний срок обнаружения антител 2-3 недели от момента заражения. Поэтому целесообразно пройти обследование на наличие ВИЧ-инфекции не ранее 2-3 недель, а в дальнейшем через 3 месяца после предполагаемого момента заражения.

    Обследоваться можно в лечебном учреждении, но лучше в специализированном, которым является Центр по профилактике и борьбе со СПИД, где кроме обследования можно получить консультацию специалистов, специальную литературу. Обследование проводится бесплатно, в т.ч. анонимно.

    Центр по профилактике и борьбе со СПИД находится по адресу: ул. Спортивная, д. 9 (здание ГБУ РО «Областной клинический кожно-венерологический диспансер»).

    Часы работы: с 08.00 до 18.00 час. Тел.: 25-46-01; 25-88-54

    Туберкулез

    Туберкулез – это очень тяжелое инфекционное заболевание. Вызывает его туберкулезная палочка (палочка Коха). Хоть и считается, что данная болезнь связана с органами дыхания, на самом деле она может поражать почки, кости, лимфатические узлы, кожу, глаза и даже головной мозг. Легче всего заразиться туберкулезом от больного человека, но иногда инфицирование происходит и при контакте с животными.

    Лечится туберкулез очень долго, на полное выздоровление может уйти не один год. Поэтому гораздо проще соблюдать профилактику, чем пытаться потом избавиться от болезни.

    Существуют разные способы профилактики туберкулеза. Одни из них применяются только к детям, другие же помогают предотвратить появление заболевания, как у детей, так и у взрослых. Поэтому следует рассмотреть основные профилактические действия и образ жизни, необходимые для того, чтобы не заразиться туберкулезом.

    Профилактика у детей

    Основная профилактика болезни у детей состоит из вакцинации. Несмотря на то, что в наше время многие родители отказываются от прививок для своих детей, вакцинация должна проводиться обязательно. Ведь заражение туберкулезом растущего организма ребенка может привести к инвалидности на всю жизнь. Поэтому не стоит игнорировать возможность сделать прививку малышу.

    Вакцинацию в первый раз нужно проводить на 5-7 день от рождения ребенка. Поэтому такие прививки делаются еще в роддоме. Как и любая другая прививка, вакцинация от туберкулеза (БЦЖ) должна проводиться только полностью здоровому малышу. Если у него наблюдаются какие-то недомогания, прививку откладывают до улучшения состояния ребенка. В частности, можно перечислить возможные причины для переноса даты вакцинации:

    • Недоношенный ребенок. Таким детям показана прививка только тогда, когда они набирают нормальный для своего возраста вес.
    • Пиодермия.
    • Сильная гемолитическая желтуха. Обычно она наблюдается у всех детей, но при особо выраженных проявлениях прививку делать нельзя.
    • Любые инфекционные болезни.

    Однако прививки, сделанной в роддоме, недостаточно на всю жизнь человека. Поэтому детям проводят дополнительную вакцинацию сначала в 7 лет, потом в 14 и в 17. Перед прививкой обязательно делают пробу на инфицирование малыша туберкулезом. Такая проба называется реакцией Манту. Если реакция слишком сильная, ребенок нуждается в постановке на учет у врача-фтизиатра и постоянном контроле его здоровья. Вакцинация возможна только в том случае, когда реакция Манту отрицательная. Запрещено делать ревакцинацию в случаях, когда:

    • Ребенок инфицирован туберкулезом.
    • У него наблюдаются поражения кожи.
    • Малыш принадлежит к группе риска по аллергическим реакциям.
    • Наблюдались осложнения во время предыдущих прививок.
    • Ребенок плохо себя чувствует, он простудился, температура тела повышена и т.д.

    Любые недомогания должны послужить причиной для переноса даты вакцинации до полного выздоровления. После 17 лет прививки проводятся только при необходимости.

    Профилактика у взрослых

    У взрослых профилактические меры можно разделить на те, которые человек должен соблюдать сам, чтобы не заболеть туберкулезом, и те, которые зависят только от правительства и от руководителей организаций, где работают люди. Ко вторым относят:

    • Улучшение условий жизни. То есть предоставление нормального жилья и бытовых условий для граждан государства.
    • Улучшение условий труда. Оно включает соблюдение всех норм, которым должны соответствовать рабочие помещения.
    • Защита окружающей среды от загрязнения (атмосферы, почвы и водоемов).

    Сам же человек обязательно должен:

    • Регулярно проходить флюорографическое обследование. Такое обследование необходимо делать не реже, чем один раз в год. Многие люди отказываются от флюорографии, так как не хотят получать лишнее облучение. Но та доза облучения, которая бывает при прохождении флюорографии, не причинит такого вреда, как возможное заболевание туберкулезом.
    • Заниматься спортом и вообще вести здоровый образ жизни.
    • Правильно питаться. То есть употреблять здоровую, богатую витаминами пищу, а не консерванты и разнообразные концентраты.
    • Соблюдать правила личной гигиены.
    • Отказаться от алкоголя и курения. О наркомании и токсикомании даже не стоит говорить, так как подобный образ жизни способствует появлению любых опасных заболеваний.

    Профилактика для группы риска

    Такая профилактика может проводиться как по отношению к детям, так и ко взрослым. Она называется химиопрофилактикой, при которой используется такое средство, как Изониазид. Обычно ее проводят осенью и весной, потому что именно в это время года более высок шанс активизации инфекции. К группе риска относят:

    • Здоровых людей, вынужденных контактировать с больными. Например, в семье может проживать больной туберкулезом. Всем остальным членам данной семьи придется проходить химиопрофилактику, чтобы не заразиться этой болезнью. То же касается и людей, работающих с больными туберкулезом. К примеру, медперсонала тубдиспансера.
    • Больных язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки, сахарным диабетом, психическими заболеваниями, хроническими заболеваниями легких, наркоманов, алкоголиков, ВИЧ-инфицированных, людей, переболевших туберкулезом и имеющих после этого изменения в легких.
    • Детей с завышенной реакцией Манту.
    • Людей, находящихся на постоянном гормональном лечении.

    Такая профилактика помогает даже в тех случаях, когда человек уже заразился туберкулезом, но болезнь еще находится в инкубационном периоде и никак не проявляется.

    Взрослые должны помнить, что даже если ребенок привит от туберкулеза, все равно необходимо создавать ему нормальные условия жизни и исключать возможность заражения. Обезопасив себя от туберкулеза благодаря своевременному прохождению флюорографии, родители обезопасят и малыша, так как не заразят его этой опасной болезнью. Важную роль играет и соблюдение чистоты в квартире, своевременное проведение влажной уборки с хлоркой и просушивание одеял и подушек на солнце.

    Вниманию родителей!

    В целях противодействия распространению туберкулеза среди детей и подростков на территории Рязанской области, усилены меры контроля за ходом профилактической работы.

    Обратите, пожалуйста, внимание, что в 2014 году вступили в действие новые санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.2.3114-13 "Профилактика туберкулеза".

    Согласно п.5.1 указанного документа в целях раннего выявления туберкулеза у детей туберкулинодиагностика проводится вакцинированным против туберкулеза детям с 12-месячного возраста и до достижения возраста 18 лет.

    Внутрикожную аллергическую пробу с туберкулином (далее - проба Манту) ставят 1 раз в год, независимо от результата предыдущих проб.

    Проба Манту проводится 2 раза в год ( п.5.2.) в следующих случаях:

    •  детям, не вакцинированным против туберкулеза по медицинским противопоказаниям, а также не привитым против туберкулеза по причине отказа родителей от иммунизации ребенка, до получения ребенком прививки против туберкулеза;
    •  детям, больным хроническими неспецифическими заболеваниями органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, сахарным диабетом;
    •  детям, получающим кортикостероидную, лучевую и цитостатическую терапию;
    •  ВИЧ-инфицированным детям.

    Обращаем Ваше внимание, что в течение 6 дней с момента постановки пробы Манту направляются на консультацию в противотуберкулезный диспансер по месту жительства следующие категории детей (п.5.6.):

    •  с впервые выявленной положительной реакцией (папула 5 мм и более), не связанной с предыдущей иммунизацией против туберкулеза;
    •  с длительно сохраняющейся (4 года) реакцией (с инфильтратом 12 мм и более);
    •  с нарастанием чувствительности к туберкулину у туберкулиноположительных детей - увеличение инфильтрата на 6 мм и более;
    •  увеличение менее чем на 6 мм, но с образованием инфильтрата размером 12 мм и более;
    •  с гиперреакцией на туберкулин - инфильтрат 17 мм и более;
    •  при везикуло-некротической реакции и лимфангите.

    На основании п.5.7, п.6.8. в случае, если родители (законные представители) детей, направляемых на консультацию к фтизиатру, не представили в течение 1 месяца с момента постановки пробы Манту заключение фтизиатра об отсутствии заболевания туберкулезом, такие дети не допускаются в детские образовательные организации

    Дети, туберкулинодиагностика которым не проводилась, допускаются в детскую организацию только при наличии заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания (п.5.7).

    В целях раннего выявления туберкулеза у подростков проводятся два исследования (п 6.1):

    •  плановая ежегодная туберкулинодиагностика;
    •  периодические (флюорографические) осмотры.

    Профилактический медицинский (флюорографический) осмотр проводится лицам в возрасте 15 и 17 лет. При отсутствии данных о проведении профилактических осмотров флюорографический осмотр проводится во внеочередном порядке (п. 6.10);

    Подросткам, больным хроническими неспецифическими заболеваниями органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, онкогематологическими заболеваниями, с ювенильным ревматоидным артритом, сахарным диабетом, получающим кортикостероидную, лучевую и цитостатическую терапию, проводится 2 раза в год профилактический медицинский осмотр с целью выявления туберкулеза (чередуя туберкулинодиагностику и флюорографическое обследование) (п.6.11);

    Подросткам, состоящим на диспансерном учете в наркологических, психиатрических учреждениях, а также ВИЧ-инфицированным, флюорографическое обследование проводится 2 раза в год( п.6.12).

    В течение 3 дней с момента выявления патологии подросток направляется в противотуберкулезный диспансер по месту жительства для завершения обследования (п.6.13)..

    Подростки с симптомами, указывающими на возможное заболевание туберкулезом (легочные заболевания затяжного течения, экссудативный плеврит, подострый и хронический лимфаденит, узловатая эритема, хронические заболевания мочевыводящих путей), консультируются у фтизиатра (п.6.14)..

    Подростки, направленные на консультацию в противотуберкулезный диспансер, не представившие руководителю образовательного учреждения в течение 1 месяца заключение фтизиатра об отсутствии заболевания туберкулезом, к учебе в образовательной организации не допускаются.

    Уважаемые товарищи родители!

    Обращаем Ваше внимание, что соблюдение санитарных правил является обязательным для физических и юридических лиц (п.1.3).


    Здоровый образ жизни. Его принципы и составляющие

    Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто.
    Сократ

    Проблема здоровья, развития и воспитания детей остаётся важнейшей государственной проблемой. Каждое образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но равно содействовать нормальному развитию обучающихся и охране их здоровья. Это чётко оговорено в п. 51 “Закона об образовании”.

    Реформа содержания образования и модернизация образовательной системы подразумевают обязательное внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. Высокая общественная потребность в технологиях, укрепляющих и сохраняющих здоровье участников образовательного процесса, обусловлена, прежде всего, тем, что уровень здоровья детских коллективов в 90-х годах резко снизился по сравнению с 60-70-ми годами.

    Ухудшение здоровья детей и подростков связано, прежде всего, с экологическим и социально-экономическим кризисом в стране. Вместе с тем, на здоровье школьника оказывает влияние и комплекс так называемых внутришкольных факторов, включающих планировку, благоустройство и оборудование учебных помещений, их освещенность и микроклимат, общую вместимость учебного заведения и т.д. Важная роль принадлежит организации учебного процесса, учебной нагрузке.

    Приведение этих условий в соответствии с санитарными нормами и правилами абсолютно необходимо. Однако педагогический аспект решения этой проблемы не может ограничиваться только созданием экологической комфортности образовательной среды. Непременным условием также является обеспечение определённого уровня валеологической грамотности обучающихся, формирующей культуру здоровья и здорового образа жизни.

    Но, пожалуй, основным источником психологического, психического, а затем и физического здоровья детей является применение личностно-ориентированного, индивидуального подхода к обучению школьников.

    А что такое ЗОЖ?

    Здоровый образ жизни и его принципы.

    Здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведения и привычек каждого отдельного человека, обеспечивающая ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие. В основе здорового образа жизни лежат как биологические, так и социальные принципы.

    Образ жизни должен меняться с возрастом, он должен быть обеспечен энергетически, предполагать укрепление здоровья, иметь свой распорядок и ритм.

    В биологических принципах ЗОЖ необходимо отметить: питание, солнечный свет, тепло, двигательная активность, уединение и даже игры (преимущественно в детстве).

    Но человек велик и разумен. Он живет в обществе (в социуме) и для его образа жизни недостаточно одних биологических принципов.

    К социальным принципам здорового образа жизни относятся:

    • эстетичность;
    • нравственность;
    • присутствие волевого начала;
    • способность к самоограничению.

    Эстетика ЗОЖ.

    Эстетика (от греческого чувствующий, чувственный) – это наука о прекрасном.

    Эстетическое воспитание – это высшая форма человеческого воспитания, в основе которого лежит искусство, понятие о красоте.

    Нравственность ЗОЖ.

    Нравственность – это особая форма индивидуального сознания, определяющая принципы межличностных отношений, один из основных способов регулирования действия человека в обществе.

    Присутствие волевого начала и способность к самоограничению говорят сами за себя.

    Здоровый образ жизни и его составляющие.

    По современным представлениям в ЗОЖ входят следующие составляющие:

    • отказ от вредных пристрастий (курение, алкоголизм, наркотики);
    • рациональное питание;
    • оптимальный двигательный режим;
    • закаливание организма;
    • личная гигиена;
    • положительные эмоции.

    Школа должна способствовать воспитанию привычек, а затем и потребности в здоровом образе жизни

    Воспитание культуры поведения:

    • Гигиена тела;
    • Культура питания;
    • Культура общения;
    • Воспитание нравственности;
    • Умение справедливо оценить свои поступки и поступки сверстников.

    Физическая культура и спорт:

    • Физкультурные досуги и развлечения
    • Дни здоровья;
    • Занятия в спортивных секциях;
    • Участие в спартакиадах и соревнованиях, знакомство с малоизвестными видами спорта;
    • Встречи со спортсменами.

    Работа с родителями:

    • Совместная систематическая работу ОУ и семьи;
    • Физкультурные праздники “Папа, мама, я – спортивная семья!”;
    • Родительские собрания, беседы, лекции;
    • Дни открытых дверей, полная информация о развитии ребёнка;
    • Консультации (помощь специалистов: психолога, логопеда инструктора по физической культуре, педиатра, педагога).

    Внедрение новых технологий:

    • Использование новых методик по физическому воспитанию;
    • Лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия:
    • Контроль часто болеющих детей;
    • Отслеживание количества детей, относящихся к различным группам здоровья;
    • Профилактические прививки;
    • Профилактика близорукости у детей – гимнастика для глаз;
    • Соблюдение мероприятий по улучшению адаптационного периода у первоклассников, пятиклассников;
    • Строгое соблюдение норм санпина;
    • Летний эколого-валеологический лагерь «тропинка»;
    • Витаминизация. (В нашей школе дети с удовольствием пьют витаминизированные кисели.)

    Учебно-воспитательная работа:

    I. Обучение детей.

    1. Через обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ):

    • Профилактическим методикам, например, оздоровительная гимнастика (пальцевая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости и др.);
    • Простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи (при порезах, ссадинах, ожогах, укусах и т.д.);
    • Привитие детям элементарных навыков (например: мытьё рук, использование носового платка при чихании, кашле и т.д.).

    2. Через здоровьесберегающие технологии процесса обучения и развития:

    • Физкультминутки во время занятий;
    • Проветривание и влажная уборка помещений;
    • Витаминотерапия;
    • Функциональная музыка;
    • Чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью.

    Массовые оздоровительные мероприятия: спортивные оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии.

    II. Работа по преемственности с д/с:

    • круглые столы по сотрудничеству;
    • школа будущего первоклассника.

    III. Работа с педколлективом: обучение педагогического коллектива в условиях инновационного образовательного учреждения:

    • поиск новых форм и структур;
    • Осознание того, что уровень здоровья ребёнка за время его пребывания в школьном учреждении – это основной показатель деятельности учителя, школьного учреждения;
    • Высокий уровень профессионально-этической, коммуникативной, рефлексивной культуры;
    • Творческого совершенствования, знание основ здоровья, ЗОЖ;
    • Знание основ проектирования и моделирования здоровьесберегающих технологий в учебных программах и мероприятиях;
    • Владение методической культурой, навыками и умениями прогнозирования результатов собственной деятельности;
    • Способность к выработке индивидуального стиля педагогической деятельности;
    • Здоровье самого учителя.

    Оздоровительные мероприятия:

    • Отбор детей в оздоровительные группы;
    • Профилактические прививки;
    • Ионизация воздуха при помощи люстры Чижевского;
    • Лечебный свет “Дюна – Т” (использование инфракрасного и красного цвета);
    • Физиопроцедуры (тубус-кварц), ингаляции;
    • Профилактика близорукости у детей – гимнастика для глаз;
    • Соблюдение мероприятий по улучшению адаптационного периода у первоклассников;
    • Строгое соблюдение норм санпина;
    • Летняя оздоровительная компания (под девизом: “Если праздник, то спортивный; если отдых, то активный”);
    • Группа здоровья для самих сотрудников школы и родителей учеников;
    • Витаминизация.

    Здоровье — это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная и психологическая гармония человека. А также доброжелательные отношения с людьми, природой, наконец, самим собой.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie